Памятка "Дети с полыми стопами" (советы родителям)

Памятка "Дети с полыми стопами" (советы родителям)

Полая стопа  выражается в деформации стопы таким образом, что высота продольного свода увеличивается, т.е. происходит увеличение кривизны продольной части свода.

Другими словами, стопа при данном типе неестественно на­пряжена, имеет повышенный свод и недостаточно полно опирается на средний отдел. Из-за этого хронической перегрузке подвергается передний отдел стопы, что приводит к развитию поперечного плоскостопия (распластыванию переднего отдела стопы). Это, в свою очередь, вызывает у ребенка чувство чрезмерной усталости, боли в суставах, деформации пальцев. В более позднем возрасте отмечается формирование "косточек", сухих мозолей, сосудистых сеточек, нарушение крово и лимфотока в нижний конечностях, перенапряжение мышц голени.

Противопоказания при полых стопах

 Из повседневной жизнедеятельности на время следует исключить:

1.   Позы и упражнения с выра­женной нагрузкой на шею: стойку на голове, стойку на лопатках, борцовский мост, различные виды кувырков (особенно с разбега и через препятствие).

2.   Ударно-баллистические воз­действия на шею: боксирова­ние, толчки в голову, отбива­ние мяча или другого предме­та головой.

3.   Различные захваты за шею руками, ногами, предметами.

4.   Резкие широкоамплитудные движения головой (шейным отделом позвоночника), осо­бенно в передне-заднем на­правлении. Использование слишком вы­сокой и плотной подушки, а также сон без подушки.

5.  Поз с явным расположением головой вниз: кроме стойки на   

    голове сюда можно вклю­чить также стойку на лопат­ках (асану   

     “Березка”), различ­ные висы вниз головой, лежа­ние на  

      наклонной поверхнос­ти головой вниз.

6.  Упражнений и видов спорта со значительными мышечны­ми

     натуживаниями: подъём и переноска больших тяжес­тей,  

    перетягивание каната, дру­гого предмета (шеста, лестни­цы, гимнастической палки) или партнера, выталкивание партнера (из круга, за черту); расположение нижним в ак­робатической пирамиде и др.

7.  Упражнений с быстрыми по­воротами в положении лежа, вращениями на специальном кресле, на каруселях, в поло­жении стоя (держась за руки партнера и самостоятельно), в висах на трапеции, кольцах, канате и т.д.

Понятно также, что поскольку при полой стопе перегружается пе­редний ее отдел, необходимо стре­миться исключать у таких детей стояние, ходьбу, бег, танцевальные движения на носках, на “цыпочках”, на пальчиках! Такое положение голеностопа является самым нежела­тельным

К чему же может привести не­соблюдение перечисленных проти­вопоказаний для детей с полыми стопами?

Станет чаще возникать и усили­ваться повышенное внутричерепное давление, нарастать гипертензия, т. е. напряжение кровеносных сосудов головного мозга

 

Понятным становится, что са­мыми нежелательными видами спорта для детей с полыми стопа­ми являются художественная гим­настика, спортивная гимнастика, ак­робатика, единоборства с ударами в голову, захватами за голову и шею. Все они испытывают на проч­ность шейный отдел позвоночни­ка, область основания черепа, да и сам череп! Кроме того, в трениров­ках гимнастов и акробатов в тече­ние многих лет отрабатывается оттянутый носок ступни, передви­жения на носках, что как раз не­желательно при данном типе сто­пных нарушений. В этом плане особенно противопоказаны занятия академическим балетом, в процес­се которых как раз и формируется своеобразная балетная стопа с вы­соким сводом и расплюснутой пе­редней частью!

Как преодолеть имеющиеся проблемы?

1.        При обнаружении полых стоп методом плантографи прежде все­го необходимо проконсультировать­ся у невропатолога. Ведь это не что иное, как неврологическая симпто­матика, выражающаяся в виде по­вышения мышечного тонуса в голеностопах.

2.        Осуществлять коррекционный массаж голеностопов.

3.        Выполнять корригирующие упражнения для голеностопов.

 

Корригирующие упражнения при полой стопе

 "По рейке". Ходьба боком приставными шагами с наступанием передним отделом стоп на рейку (доску, брусок, трубу, про­филь), возвышающуюся над по­лом на 2-4 см.

"Ступенька" Из и.п. стоя передними отделами стоп на ступеньке - выполнять неболь­шие покачивания вверх-вниз. При этом можно держаться ру­ками за поручень или рейку ле­стницы.

 "Велосипед". Педалирова­ние на велостанке или велоси­педе, сидя на низкорасположен­ном сидении, чтобы ноги при пе­далировании в самом низком положении педали оставались полусогнутыми.

"Альпинист-1". Принимать и.п. стоя пятками на краю дос­ки, бруса, либо небольшого  возвышения, носки при этом опи­раются о пол.

 "Альпинист-2". То же са­мое, ко передвигаться приставны­ми шагами в сторону.

 

 

(по материалам авторской библиотечки «Коррекционный театр физического воспитания и оздоровления детей» кандидата пед. наук Н.Н. Ефименко)

Автор:  Ольга Ершова
Источник: