Особенности проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Особенности проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Физическое развитие детей дошкольного возраста закладывает основу для всестороннего развития, закаляет организм, способствует формированию волевых качеств, двигательных навыков – оказывает влияние на формирование интегративных качеств личности. На физическое развитие детей оказывают влияние множество факторов: социальные факторы, биологические, наследственность. Как следствие, физическое развитие детей с особыми возможностями здоровья имеет определенные отличия, которые подробно описаны в специальной литературе.

Как отмечает Е.М. Мастюкова, всестороннее обследование двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями развития речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

  • мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
  • нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
  • нарушение ручной моторики;
  • общая скованность и замедленность в выполнении движении;
  • дискоординация движений;
  • несформированность функций равновесия;
  • недостаточное развитие чувства ритма;
  • нарушения ориентировки в пространстве;
  • замедленность процесса освоения новых движений;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Одним из решающих факторов в совершенствовании двигательных способностей является процесс развития и уточнения характера нервных процессов – силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и других компонентов. В то же время ряд специалистов в области логопедии обращают внимание на то, что у ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными является некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности, при выполнении упражнений. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы в В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

Основные задачи коррекционной работы:

  • научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм,
  • подниматься на две-три-четыре ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно,
  • опускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками,
  • стоять попеременно на правой (левой) ноге,
  • подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге,
  • попеременно вставать, приседать под счет,
  • поднимать руки вверх, вперед, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперед; оставить ногу в сторону; опустить голову вниз; наклоны вперед, в сторону, назад; левую руку к плечу, правую на голову; выставить правую ногу вперед, на пятку, на носок,
  • ловить мяч двумя руками, одной рукой, после удара по полу, по стене, после нескольких ударов о пол (удар о пол левой, правой рукой с попеременным чередованием),
  • катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота),
  • перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на руки на другую,
  • передавать мячи с небольшого расстояния в шеренгах.
  • сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
  • разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;
  • отхлапывать ритм ладонями по полу, затем чередовать положением руки ладонь-ребро (1-2 руками), поочередно каждым пальцев отстукивать в заданном темпе по поверхности, перебирать разными пальцами натянутую резину или шнурок;
  • отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик;
  • тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;
  • вырабатывать переключения движений правой и левой руки (ладонь-кулак, ладонь-ребро, ладони и так далее)
    воспроизводить различные положения руки (кулак-ладонь-ребро), пальцев (колечко-цепь-щепоть);
  • захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.

Вместе с тем, рекомендуются упражнения для развития чувства темпа и ритма. Особый акцент делается на лучшее средство от гиподинамии – подвижную игру.

Автор:  Ольга Ершова
Используемая литература:
Гордеева Екатерина Алексеевна,https://открытыйурок.рф/статьи/606649/